Дороге до дома 40 лет Победы 33 присвоили название "Защитники Диксона"

29.10.20
Сегодня на комиссии по рассмотрению о наименовании и переименованию внутренних объектов было принято решение по присвоению новой дороге ведущей к дому 40 лет Победы 33 наименования "Защитников Диксона". Новое название вписывается в общую идеологию ближайших улиц посвященных ВОВ - это 40 лет Победы и улице посвященной герою ВОВ Гриболевскому В.К.
В будущем новая улица Защитников Диксона соединится с улицей Гриболевской.
Защитники Диксона
Новая улица в КрасноярскеУлица Защитники Диксона в Красноярске

Немного истории о роли острова Диксон во второй мировой войне:
Оборона острова сыграла важную роль в Операции «Вундерланд» которую планировала немецкое командование (от нем. Wunderland — «Страна чудес») — наступательная операция Кригсмарине, предпринятая во второй половине августа 1942 года в Карском море для недопущения прохода конвоев союзников в Баренцево море с востока, Северным морским путём и разрушения советской портовой инфраструктуры.

26 августа в порт Диксон прибыли ледокольный пароход «Дежнёв» (причислен к Северному флоту как СКР-19, имел четыре 76-мм и четыре 45-мм орудия и пулемёты) и вооружённое торговое судно «Революционер» (по одному 76-мм и 45-мм орудию, четыре 20-мм «Эрликона»). Также в порту находилось невооружённое судно «Кара» с грузом взрывчатки, создававшее дополнительную опасность в случае обстрела. 

Немецкое судно «Aдмирал Шеер» подошёл к острову Диксон ночью с 26 на 27 августа (был замечен обороняющимися в 01:05) и направился к южному входу в гавань, проливу Вега. Радиостанция Диксона открытым текстом передала сообщение о появлении вражеского крейсера. Поскольку командир СКР-19, старший лейтенант Александр Семёнович Гидулянов, был в отъезде (он занимался организацией обороны порта), командование кораблём принял старший помощник, старший лейтенант Сергей Александрович Кротов. 

СКР-19 пошёл на сближение с противником. «Aдмирал Шеер» открыл огонь в 01:37, артиллеристы СКР-19 ему немедленно ответили. Одновременно СКР-19 ставил дымовую завесу. С «Революционера» также открыли огонь, который немцами был охарактеризован как «точный и быстрый». Вскоре открыла огонь и батарея № 659. С советской стороны имелись сообщения о нескольких попаданиях в противника и вызванном ими пожаре на борту крейсера, но немецкие источники этого не подтверждают. 

СКР-19 быстро получил несколько попаданий, из них как минимум четыре — крупнокалиберными снарядами, вызвавшими значительные повреждения. В 01:46 он вышел из боя и, прикрываясь дымовой завесой, отошёл на мелководье в Самолётной бухте, где встал на грунт. Экипаж корабля потерял 7 человек убитыми и умершими от ран, не менее 20 человек было ранено. Стоявший на якоре «Революционер» получил три попадания, вызвавшие пожар и повреждение паропровода брашпиля, что на время лишило судно возможности маневрировать. 

Плохая видимость и близкие разрывы крупнокалиберных снарядов береговой батареи вынудили Меендсен-Болькена отказаться от высадки десанта. Вместо этого «Aдмирал Шеер» обошёл остров Диксон по часовой стрелке, ведя огонь по различным объектам на берегу. В общей сложности им было выпущено 77 снарядов 280-мм, 153 снаряда 150-мм и 226 снарядов 105-мм. Повреждения получили станция по наблюдению за туманами на острове Медвежий, электростанция и радиоцентр Нового Диксона, жилые дома и другие здания. Новый обстрел порта с северной стороны вызвал пожар топливных терминалов на острове Конус. «Революционер» и «Кара» покинули порт через пролив Вега, когда «Адмирал Шеер» от него отошёл. СКР-19 и батарея № 659 периодически возобновляли ответный огонь. Засечь местоположение береговой батареи и подавить её немцам так и не удалось, поэтому в 02:57 крейсер прекратил стрельбу и отошёл в направлении на Землю Франца-Иосифа

Германской стороной результаты операции поначалу оценивались весьма оптимистично. Отмечалась высокая эффективность действий «Aдмирала Шеера» и сбор им полезных сведений для проведения следующих подобных операций. Фактически же, основная задача операции выполнена не была: «Aдмиралу Шееру» не удалось разгромить ни одного советского конвоя. За весь поход крейсер потопил только одно судно -  ледокол «Александр Сибиряков», хотя Меендсен-Болькен считал, что во время обстрела Диксона ему удалось уничтожить ещё танкер «Валериан Куйбышев». Эта ошибка объясняется перехватом советского сообщения, в котором упоминался пропавший без вести пароход «Куйбышев» (на самом деле он был потоплен подлодкой U-601 24 августа). 

Ущерб, нанесённый порту Диксон, также значительно переоценивался. Пожары были быстро потушены, работа радиостанции и командного центра восстановлена к 1 сентября. Повреждённые СКР-19 и «Революционер» были отремонтированы в течение нескольких дней. В итоге операция «Вундерланд» не оказала существенного влияния на советское судоходство по Северному морскому пути.